Паводок-2017: ждать ли «сюрпризов»?

Каким будет для кировчан половодье-2017, к чему надо готовиться, «всплывут» ли наплавные тротуары, всех ли желающих смогут принять пункты временного размещения – об этом и не только в интервью первого заместителя главы администрации города Кирова Ирины Щеголевой

Щеголева.jpg

- Ирина Геннадьевна, для начала давайте вернемся в весну 2016 года. Почему тогда во время паводка возникли проблемы?
- Потому что вся подготовка к паводку-2016, весь комплекс мероприятий были ориентированы на прогнозные цифры, которые давал Гидрометцентр. Иными словами, понадеялись на прогноз синоптиков. Этот прогноз несколько раз менялся, но оставался в пределах 4 – 5 метров уровня подъема воды. В реальности же паводок в прошлом году достиг отметки 5,93 – то есть почти на метр больше. И это вызвало сразу целую цепочку проблем – необходимость привлечения дополнительного числа спасателей, техники, плавсредств, выделение дополнительных патрульных бригад, экстренное решение вопросов по транспортировке людей, которые находились в затопленных территориях, по организации питания, по защите электросистем зданий от проникновения воды.
Как понимаете, весь этот клубок просто невозможно «размотать» за день - два. Поэтому две недели паводка-2016 оказались крайне сложными, напряженными и для жителей, и для всех служб жизнеобеспечения города. И в этой ситуации специалисты – я хочу это подчеркнуть – работали действительно на совесть. Многие от начала и до конца паводка не покидали свои рабочие посты, большую часть суток находясь в затопленных районах, оперативно разрешая любые ситуации. Не случайно жители Вересников до сих пор благодарят спасателей за ту помощь, которую они оказали год назад.

- Какие выводы сделаны из прошлогодних ошибок?
- Главный вывод - надейся на лучшее, но готовься к худшему. В текущем году принято решение независимо от метеопрогнозов готовиться к максимальному паводку, какой был зафиксирован в 1979 году – 6,38 метра. Пока что синоптики «обещают» 4,4 – 5,4 метра. Вроде бы, и погодные условия благоприятствуют – нет такого стремительного и одномоментного таяния, к в прошлом году, когда вода пошла, а земля была еще не готова из-за промерзания.
В этом году благодаря перепадам температур в марте и апреле снег существенно осел, то есть резкого таяния нет, а земля успела более-менее «отойти». И если в 2016-м уже на момент вскрытия реки уровень воды был выше «нулевого поста», то в текущем году – ниже. Это всё позволяет надеяться на «мягкий» паводок. Но повторюсь – мы готовимся к максимально большой воде.

- А хватает ли у города средств и ресурсов для «мягкого» прохождения паводка? И что конкретно сделано в его преддверии?
- И средств хватает, и ресурсов. Другое дело, что объем работы очень большой, и было бы наивным рассчитывать на выполнение всех этих работ в течение, например, недели. Надо понимать, что выше человеческих сил не прыгнешь и 48 часов в сутки не уместишь. Именно поэтому мы начали готовиться к паводку еще с января, задолго до «плюсовых» температур - каждой отраслевой службой были разработаны детальные, пошаговые графики работ – и мы двигались по этим графикам.
На сегодня у нас практически всё запланированное сделано. Завершено обустройство наплавных тротуаров – сейчас подрядчики сдают свою работу. Подготовлена спасательная техника (5 машин), техника для перевозки людей (специализированный полноприводный автобус ПАЗ), зарезервированы 39 пунктов временного размещения, которые при необходимости одновременно смогут принять 1500 человек. Решена проблема со сбором мусора, которая дала о себе знать во время прошлого паводка, когда вода подняла с улиц весь неубранный мусор – и зоны затопления превратились в большую помойку. В этом году, во-первых, заранее организована уборка затопляемых территорий, во-вторых, на границах зон подтопления устанавливаются большие контейнеры, куда можно будет складировать отходы.

- Предложено ли людям переселиться с затопляемых территорий? Многие ли приняли предложение? Если нет – почему? Как объясняют это сами жители?
- Предложено, как и в предыдущие годы. Но за последние 10 – 15 лет только один раз – в 2016 году – жители (44 человека) заявили о желании переехать в места временного размещения. В текущем году о таком решении сообщил пока только один человек. Это понятно и объяснимо – люди не хотят оставлять свои дома, не хотят менять устоявшийся уклад жизни. Поэтому мы стараемся сделать все возможное для того, чтобы свести к минимуму влияние паводка на жизнеобеспечение города.

- Недавно в соцсетях и СМИ были размещены фотографии тротуаров, которые сооружаются в Вересниках. Жители возмущаются, что рабочие привезли бревна, бросили их – и забыли, никаких работ в течение недели - двух здесь не велось, тротуары никто не делал. Контролирует ли кто-то проведение работ в рамках подготовки к половодью?
- Сама технология монтажа наплавных тротуаров такова, что сначала на территорию микрорайона завозятся бревна (под весь запланированный объем работ), укладываются на землю, затем скрепляются между собой скобами и проволокой. А уже потом сверху наколачивают доски. Далее, чтобы тротуары не смыло водой, вся конструкция фиксируется к металлическим столбам.
Так вот бревна в полном объеме завезли, уложили (что на самом деле и разумно – нерационально было бы гонять транспорт за каждой следующей партией бревен). И прежде всего начали делать тротуары на участках самого высокого риска – то есть там, куда вода придет в первую очередь.  Затем – поэтапно – на всех других участках. Эти работы выполнялись строго по графику и практически в ежедневном режиме контролировались руководителями территориальных управлений и специалистами администрации областного центра. Так что никто ничего не «забыл».
Вместе с тем ремонт уже существующих тротуаров (или их участков, требующих замены), действительно, в текущем году был начат с задержкой, но связано это исключительно с погодой – ждали тепла, когда тротуары оттают. Сейчас эти работы вошли в график, обустройство тротуаров, как я уже сказала, завершено, в настоящее время идет приемка работ у подрядчиков и устранение недостатков, обнаруженных в ходе приемки.

- А если во время паводка обнаружатся недостатки в конструкции наплавных тротуаров?
- Подрядчик будет устранять их за свой счет. Вообще же, по заключенным договорам, деньги за выполненные работы подрядчикам перечисляются спустя 30 дней после сдачи объектов – то есть уже после паводка. При этом установлен гарантийный срок службы тротуаров – 1 год. В течение всего этого периода мы можем потребовать устранения изъянов за счет подрядчика.

- Жителей волнует, всплывут ли наплавные тротуары? Говорят, что в текущем году для них завезены березовые бревна, а береза утонет…
- Во-первых, все-таки большая часть тротуаров делается из сосны – и на снимках, размещенных в соцсетях, это видно. Во-вторых, бревна из деревьев лиственных пород всплывают так же, как хвойные.

- Сколько все-таки тротуаров будет проложено в затопляемых территориях? К каждому ли дому будет подход?
- Общая площадь тротуаров составила более 2500 кв. м. Глава администрации города поставил задачу обеспечить подходы к каждому дому, и эта задача сейчас выполняется. Но надо понимать, что если подход к каждому дому – это обязанность муниципалитета, то подход непосредственно к каждому подъезду – обязанность управляющей компании, городской бюджет просто не имеет права расходовать средства на обустройство дворовых территорий. Поэтому мы сейчас ведем контроль за работой управляющих компаний, которые и должны «соединить» каждый конкретный подъезд с тротуарами, проложенными по территории микрорайона. Проблемы здесь пока есть: на улице Лесозаводской, Мебельщиков, в переулке Крайнем работы идут вяло.
При этом и управляющим компаниям, и обслуживающим организациям обозначен срок исполнения основного объема работ до 1 мая.

- Как в затопляемых территориях будет организована работа общественного транспорта? Будут ли работать магазины, столовые?
- Общественный транспорт до момента затопления будет работать по прежнему графику и прежним маршрутам. На период максимального подъема воды разработаны специальные схемы передвижения автобусов – об этом жители будут информироваться по системам наружного оповещения, через СМИ. Информационные сообщения будем размещать и на уличных стендах, в социальных объектах, в местах массового пребывания людей.
Магазины, точки общепита тоже будут работать до тех пор, пока вода в буквальном смысле не «перешагнет порог». А затем будет организован подвоз продуктов питания на плавсредствах.

- Жители Вересников рассказывают, что в прошлом году во время половодья были факты грабежей и мародерства. Кроме того, зафиксирован смертельный случай – утонула женщина. Сообщалось, что ранее она была вывезена из затопляемой зоны, однако затем сама вернулась туда и на момент трагедии находилась в состоянии алкогольного опьянения. Предусмотрено ли патрулирование дежурных бригад по затопляемым территориям?
- Патрулирование велось и в прошлом году, будет и в этом, причем круглосуточно. И количество, и протяженность патрульных маршрутов полиция планирует увеличить. Кроме того, к дежурству будут привлечены дружинники. В круглосуточном режиме будут работать и специалисты территориальных управлений города. Надеемся, что фактов, о которых вы говорите, удастся избежать. Вместе с тем жители должны понимать, что личная безопасность – это в том числе зона ответственности их самих, в плане осмотрительности и соблюдения элементарных правил безопасности. К каждой квартире, к каждому жителю человека в погонах не приставишь.

- В какие числа ожидается пик паводка?
- Это невозможно спрогнозировать точно. Были годы, когда пик паводка приходился на последние числа апреля, были – когда на 9 – 10 мая. В прошлом году пик прошел 4 – 5 мая. Как поведет себя «большая вода» сейчас, учитывая погодные условия, сложно сказать. За последние два дня рост идет на 10 – 11 см каждые сутки, и на данный момент уровень воды в Вятке составляет 167 см. Но повторюсь, что к паводку мы готовы, поэтому не так важно, когда наступит пик, в любой момент будут включены все системы, все силы и средства.

Зима нечаянно нагрянет


Симаков_2104.jpg


Интервью начальника городского управления благоустройства и транспорта Вячеслава Симакова о работе дорожников во время прошедшего снегопада, о проблемах и выводах.

- Вячеслав Николаевич, вчера, 20 апреля, зима в Кирове в прямом смысле наступила неожиданно, город оказался в транспортном коллапсе. С вашей точки зрения – самые главные причины и проблемы…

- Прежде всего отмечу, что я лично видел, как еще накануне, 19 апреля, то есть до снегопада, спецтехника посыпала дороги противогололедными материалами (ПГМ) - чтобы, когда начнется снегопад, ПГМ сразу начали «работать» - растапливать снежную массу. Однако местами высота снежного покрова составила до 40 см. Причем снег был «сухой», в связи с чем на дорогах сразу образовалась гололедица. А как вы понимаете, подавляющее большинство транспорта (и общественного, и личного) уже «переобуто» в летнюю резину, соответственно весь этот транспорт на подъемах начал буксовать. В результате и спецтехника, которую мы с утра же вывели на подсыпку, просто стояла в пробках. Мы направили на городские трассы 4 тягача в помощь буксующим машинам. Это улучшило ситуацию, но не кардинально.

В полдень мы объявили план «Буран», обратились к автовладельцам с просьбой отказаться от поездок на личных авто, - как раз с тем, чтобы освободить дороги для проезда снегоуборочных машин. Однако особого отклика это обращение не получило. Плюс многие автовладельцы оставили авто на обочинах дорог, что крайне затрудняло работу спецтехники. К слову, в общей сложности вчера на улицы Кирова вышло 98 единиц спецтехники, большая часть - к вечеру, когда трассы более-менее освободились от потока машин.

Причем мы договорились с подрядчиками, что к уборке снега подключится вообще вся их техника, даже та, которая задействована на других объектах, - то есть сверх муниципального контракта. И вся техника, действительно, передвигалась по городу с опущенными отвалами (ножами).

- И все-таки – только ли по объективным причинам возник дорожно-транспортный коллапс? Или можно было отработать более оперативно и качественно?

- На самом деле ситуация не была такой уж неожиданной. Еще накануне, 19 апреля, получив прогноз погоды, мы дали команду всем подрядным организациям подготовиться к снегоуборке – перевести технику на зимний режим. И большинство подрядных организаций сделали это. Кроме одной.

- …Которая как раз и обслуживает центральные улицы областного центра? Вы имеете в виду САХ?

- Да. Поэтому городские окраины у нас оказались в лучшем состоянии, чем центр города.

- Почему САХ не выполнил вашу команду?

- Вопрос экономики. Переоборудование техники – это и финансовые, и временные затраты. На понимание: только для того, чтобы повесить отвал, нужно не менее 2-х часов. И так по каждой машине. Понятно, что подрядчику это невыгодно. И в данной ситуации мы можем настаивать, требовать, ругаться с ним – но физически как его заставишь? Не выведешь ведь его технику на улицу «за веревочку». Поэтому вчера мы обратились к другим подрядчикам, попросили дать технику и на те участки, которые обслуживает САХ. Подрядчики откликнулись, помогли.

- Но подрядчики, в том числе САХ, работают по муниципальному контракту. Должны же быть какие-то меры воздействия на него.

- Меры есть. И они будут применены. Но это - потом, по итогам некачественного выполнения работы. А вчера, в пик снегопада и метели, мы получили то, что получили. 

И сегодня ситуация со стороны САХ тоже отрабатывается не лучшим образом. Вчера мы дали установку, чтобы 21 апреля с 3 до 6 часов утра подрядчики обеспечили максимальное количество техники на тротуарах и дорогах. Я сегодня с 3 часов утра начал объезд областного центра – от САХ увидел лишь 8 машин, тогда как у этого подрядчика только КДМ – 9 штук, а плюс тракторы МТЗ, плюс грейдеры… То есть в лучшем случае на улицах работает только 30% техники «Спецавтохозяйства».

- Если отвлечься от вчерашней ситуации. По мнению многих горожан, в текущем году город вообще чистился от снега хуже, чем в предыдущие зимы. Это тоже связано с работой САХ?

- В том числе. До 2017 года у нас был генеральный подрядчик по содержанию улично-дорожной сети – муниципальное предприятие «Гордормостстрой». За ним было закреплено максимальное количество участков улично-дорожной сети, в том числе центр города, и мы в любой момент могли потребовать от генподрядчика увеличения числа техники на улицах, расширения объемов работ. Однако по настоянию общественности (в том числе региональной Общественной палаты, кировского отделения ОНФ) на 2017 год мы отказались от такой схемы работы – и разбили все городские дороги и улицы на лоты, провели аукционы. Центральная часть города по результатам аукционов досталась «Спецавтохозяйству», которое, как мы теперь видим, не справляется с нештатными ситуациями – в том числе и по причине недостатка имеющейся у этого подрядчика спецтехники, и в связи с банальным желанием подрядчика экономить деньги.

- Ваша оценка работе дорожников вчера и сегодня?

- По периферии – удовлетворительно, по центру города – «неуд».

- Как думаете, в Москве, например, такой дорожный коллапс из-за снегопада был бы возможен? 

- Совсем недавно по центральному телевидению прошли сюжеты, как в Москве во время снегопада практически на всех трассах машины буксовали. При том что в Москве на каждый квадратный километр приходится 6,7 единиц спецтехники. В Кирове – 0,63 единицы. То есть в 10 раз меньше.

- Какие-то выводы после вчерашнего «апокалипсиса» будут сделаны?

- Конечно. Всё будет отражено и в оценке работы подрядчиков (и соответственно в расчетах по контрактам), и в построении дальнейшей работы с ними.






Ирина Рубцова: что такое «архитектурная порядочность»


Рубцова на заставку.jpg












- Ирина Васильевна, часто в адрес администрации звучат упреки о выдаче разрешений на застройку исторической части города. Есть мнение, что администрация не защищает его исторический облик…

- Могу сказать, что мы делаем все возможное для защиты исторического облика нашего города. Статус исторического поселения утвержден министерством культуры, но вся подготовительная работа – и содержательная, и организационная - была выполнена по заданию администрации города нашим учреждением. И если раньше, при том что ограничения по высоте предусматривались в правилах землепользования и застройки, была все же возможность обратиться за разрешением на отклонение от предельных параметров, то с декабря 2015 года, когда в градостроительное законодательство были внесены изменения, в границах исторического поселения отклонения от предельных параметров не допускаются. Так что установление статуса исторического поселения – большое и важное дело, которое мы начали и довели до конца.

- Но тем не менее разрешения на строительство в исторической части выдаются?

- Дело в том, что есть установленная федеральным законодательством процедура выдачи разрешений на строительство, и ни одного «лишнего» документа мы потребовать не вправе. Не можем мы и задавать «лишних» вопросов. У нас были случаи, когда застройщики, недовольные нашими отказами в выдаче разрешения на строительство, подавали заявления в суды и эти суды выигрывали. Причем иски были связаны не только с выдачей разрешения на строительство, но и с предоставлением земельных участков под застройку. По некоторым участкам, расположенным в центральной части города, мы судились годами.

- Можете привести конкретные примеры?

- Спасская, 5. Разрешение на строительство выдано по решению суда в 2015 году. Это несмотря на то, что объект не получил положительного заключения градостроительного совета. Причем заседание совета проводилось не только в администрации – мы выезжали на место, осматривали территорию, убеждали собственника земельного участка, что если строить объект, то делать это надо деликатно, сохраняя вид на крепостной холм, если смотреть с юга на север и вид на Трифонов монастырь со смотровой площадки с верхнего уровня.  Но в итоге он обратился в суд - и суд обязал нас выдать разрешение.

Сейчас там идет стройка, которой обеспокоены многие кировчане. Общественность волнует, как будет выглядеть этот объект и панорама нашего Трифонова монастыря. Тем более что стройка расположена близко к лестнице, ведущей к Кремлевскому холму –просматриваемость территории монастыря по окончании строительства, конечно, изменится.

- Но ведь еще можно уменьшить высотность здания?

- Если разрешение на строительство выдано, то отменено оно может быть, если выдавалось с нарушением. Министерством культуры предмет охраны исторического поселения был утвержден в декабре 2015 года, когда разрешение уже было выдано. Закон обратной силы не имеет. Можно только апеллировать к доброй воле и разуму застройщиков, к их «архитектурной порядочности». Но для застройщиков в большинстве случаев финансовая составляющая играет большую роль, нежели общественное мнение.

- Насколько вообще жестко в законе прописаны критерии выдачи разрешения на строительство? Насколько этот процесс зависит от личной позиции специалиста администрации?

- Все документы, которые должен предоставлять застройщик для получения разрешения, указаны в законодательстве и обсуждению не подлежат. При поступлении заявления проверяется наличие необходимых документов и соответствие материалов проектной документации градостроительному плану земельного участка. В случае, если у застройщика есть положительное экспертное заключение на проект, оспаривать его бесполезно. Нравится или не нравится нам проект – это наше личное дело.

Так получилось, например, со строительством здания на Володарского, 143, - когда при наличии положительного экспертного заключения мы видели и понимали, что происходят неправильные вещи: по проекту в границах земельного участка не было предусмотрено ни одной детской площадки, ни одной стоянки, вообще ничего! И площадь участка практически равнялась площади дома, а на период строительства предполагалось занять территорию улицы. Как и случилось в итоге. К сожалению, наши доводы не были услышаны судом.

Почему, на Ваш взгляд, сложилась практика, что суды в таких случаях встают на сторону застройщика?

- Здесь существует два аспекта. Первый – застройщик «укладывается» во все предусмотренные с юридической точки зрения процедуры, и получается, что по закону отказать ему нет оснований. Второй – есть эксперты, мнение которых строительная организация представляет в суде.

- Может быть, вам тоже следует более активно и жестко отстаивать вашу позицию, ваши требования?

- Мы сталкиваемся с ситуацией, когда, с одной стороны, городская власть должна защищать исторический облик города, а с другой – обязана сокращать административные барьеры. Нас, например, неоднократно упрекали в том, что согласно муниципальным правилам при проектировании нового объекта требуется вести расчёт плотности по земельному участку, а не по кварталу. Дело в том, что зачастую расчет плотности по кварталу не показателен для конкретного участка (*плотность застройки - суммарная площадь зданий и сооружений на единицу территории). И мы ввели такое требование как раз для того, чтобы избежать ситуаций, когда дом построили – а никакую инфраструктуру рядом (ни детскую площадку, ни автостоянку) построить уже невозможно просто потому, что нет места.

- Вы оценивали ситуацию в других регионах?  Есть субъекты, где суды более лояльны к мнению городских властей?

- Ситуация примерно везде одинакова. Суды руководствуются буквой закона, чьи-то «мнения» здесь не играют особой роли. Могу привести такой пример: около года назад представитель прокуратуры на федеральном уровне заявил – мол, не понимает, что это за орган такой - Градсовет.

Между тем в состав Градсовета (в Кировской области он создан на уровне губернатора) входят эксперты, которые могут объективно оценивать процессы в сфере градостроительства. В этой сфере нельзя замыкаться только на бумажках, на документах – необходимы взгляд, мнение думающих и грамотных специалистов. Тем более что сейчас на этом поле много таких «игроков», которые называют себя экспертами, но при этом не имеют даже профильного образования и квалификации. Однако за деньги выдают застройщику такое заключение, какое ему нужно. И потом эти люди приходят к нам - и на основании каких-то сомнительных бумаг, составленных ими же, начинают убеждать нас.

- Часто в СМИ, в соцсетях звучит: «В Кирове снесено еще одно историческое здание». Правда, затем выясняется, что этого здания в списке объектов культурного наследия нет и не было. Каковы критерии «историчности»? Можно ли каждое старое здание назвать историческим?   

- Объекты культурного наследия делятся на две категории: памятник истории и памятник архитектуры. Категория «памятник истории» связана с пребыванием в данном месте какой-то исторической личности. Есть мнение, что в таком случае можно ограничиться памятной табличной на здании. Если здание с точки зрения его конструктивных характеристик для дальнейшего использования непригодно, то можно придумать способы, чтобы сохранить историческую память. Известно, например, в каком состоянии находится дом архитектора Чарушина (хотя архитектора подобного масштаба в Вятской губернии больше не было и, возможно, уже не будет).

Что касается ценных архитектурных объектов, здесь важно сохранить именно здание или по крайней мере восстановить его по обмерочным чертежам (хотя лично я не сторонник «новоделов»). Главное – чтобы восстанавливали люди, разбирающиеся в этом.

- Можете привести удачные, на Ваш взгляд, примеры восстановления исторического здания?

- Такие объекты есть. Прежде всего – Герцена, 1, где владелец проделал серьезную работу безо всякой помпы, а потом повторил тот же опыт на Октябрьском проспекте. Кроме того, у него, насколько мне известно, есть намерения провести работы на перекрестке улиц Герцена и Карла Маркса. К сожалению, пока этот вопрос трудно продвигается, поскольку это здание почему-то попало в охранную зону дома на Копанском. Также есть человек, заинтересованный в восстановлении торговых рядов рядом с Приказной избой.

Вообще у нас каждый может иметь свое мнение о том, что называть историческими зданиями. Некоторые так называют и «хрущевки», я не говорю уже о зданиях, построенных в период «сталинского классицизма» – они интересны, если к ним приглядеться, а если отремонтировать, то будут выглядеть шикарно. Но все же оценивать степень «историчности» и принимать решение о сохранении здания могут только эксперты.

- Один из примеров восстановления – это работы, которые ведутся в здании торгового центра «Фабрика». Как Вы оцениваете их?

- Положительно. Всем известно, что произошло с этим зданием при прежнем владельце. Мы направляли в соответствующие органы обращения с просьбой разобраться с незаконной реконструкцией, на что получили ответ: «Докажите, что там была реконструкция». …А сейчас работы там ведутся под руководством очень известного и уважаемого архитектора Елены Гуриной, которая всегда отстаивает свою позицию как перед застройщиком, так и перед иными лицами.

- Если пройтись по нашему городу, то можно увидеть, что разные эпохи оставили на его территории разный след. Оставит ли какой-то архитектурный след наше время?

- Безусловно, оставит. Я сама не кировчанка - приехала в Кировскую область 30 лет назад после окончания Свердловского архитектурного института. И я помню город, который меня поразил тогда какой-то невыразительностью, серостью. Считаю, что за последние 20-25 лет он сильно изменился в лучшую сторону. О вкусах не спорят, конечно, кому-то что-то нравится, для кого-то это совершенно неприемлемо. Но с точки зрения архитектурных канонов в Кирове сейчас есть свои «изюминки». Многие кировчане не замечают их, но они есть.

- Например?

- Часть улицы Спасской у нового кукольного театра с восстановленными в стиле историзма зданиями. Или гостиница «Хилтон», или реконструированное здание ЦУМа, которые дали Октябрьскому проспекту «свежее дыхание».

- Много споров ведется в последнее время вокруг вопроса необходимости так называемых архитектурных доминант. Как Вы считаете, нужны они нашему городу?

- Архитектурные доминанты нужны любому городу. Что это такое? Если затронуть исторический аспект, то в давние времена такими доминантами являлись церкви. Человек по колокольням и куполам мог ориентироваться, где он находится, понимал город: здесь центр, а здесь – периферия. Это крайне важный момент, в том числе для эмоционального состояния жителей: человек, которому сложно ориентироваться в городском пространстве, как правило, пребывает в подавленном состоянии или даже в состоянии агрессии. Доминанты должны обозначать структуру города. Что такое те же «сталинские высотки»? Они показывали направление развития Москвы в рамках радиально-кольцевой системы. Этот подход применялся во все эпохи. Другое дело, что доминанты нужно ставить грамотно, обоснованно, и заниматься этим должен профессионал.

- А в Кирове эти доминанты ставятся правильно?

- Я бы не сказала, что совсем правильно, так как для этого нужно проводить серьезный предварительный анализ. Но и критиковать сильно ситуацию с архитектурными доминантами в Кирове я бы не стала. Могу сказать, что в нашем городе были различные проекты. Один из них, к примеру, предусматривал строительство высотки на месте дома-музея Циолковского. Но доминанты не ставят в низинах, доминанты – это всегда подчеркивание рельефа. Возьмите любой древний город – он построен на холмах. Это делалось в том числе для того, чтобы была понятна структура города, чтобы присутствовала многоуровневость, многопанорамность.

- В современном градостроительстве есть еще одна «вилка»: многоэтажная застройка (по примеру таких микрорайонов, как Чистые пруды, Солнечный берег, Озерки) и малоэтажная пригородная застройка. Можно долго обсуждать их плюсы и минусы, но какой из них, на Ваш взгляд, эффективнее в условиях конкретного города – Кирова?

- Любая застройка должна быть продуманной и логичной. Каждый застройщик, приступая к реализации того или иного проекта, определяет контингент покупателей. Необходимо учитывать и контраст: переход от высотной застройки к малоэтажной должен быть плавным. Все это определяется, исходя из характеристик территории. Есть мнение, что наиболее комфортная среда создается в малоэтажной и среднеэтажной застройке. Управляемость в малоэтажной застройке выше, потому что там люди лучше знают друг друга. А у нас, к сожалению, часто живут по принципу: «С соседом не ссоришься – себя не уважаешь». Мне один депутат Законодательного собрания пишет: «Почему у территории нет границ? Людям даже шлагбаум негде поставить». Но подумайте – это же дикость: ставить шлагбаумы, заборы, отгораживаться от соседей. Мы же в одном городе живем, среди земляков, а не на вражеской территории…

- Можете ли Вы сказать, что с точечной застройкой в Кирове покончено?

- А я никогда не понимала этого термина. Даже в том случае, если идет о комплексном освоении территории, то оно начинается с одного – самого первого - дома. Тоже «точечная» застройка?

Если серьезно… К сожалению, в Кирове очень долгое время доминировало земельное законодательство, а градостроительный подход игнорировался как излишний. И до сих пор результаты такого подхода ощущаются всеми.

В 80-х – начале 90-х на все городские кварталы разрабатывались проекты детальной планировки, результаты реализации которой мы сейчас видим – достаточно грамотно «посаженные» детские сады, школы, торговые объекты – всё просчитано и обосновано.

В чем и отличие от «точечной застройки», если за таковую принимать застройку уплотнения, то есть возведение зданий там, где их уже и не надо бы возводить. Не случайно же и смысл «точечной» застройки, как правило, в получении дополнительной прибыли застройщиком.

И здесь надо понимать, что сегодня в основном землю под строительство предоставляет не городская администрация – застройщики выкупают жилые помещения и земельные участки у частных собственников и затем реализуют на этих землях свои проекты. И их не особо волнуют «минусы» точечной застройки

- Насколько удобна такая застройка?

- Конечно, неудобна. Причем обычно ведь дискомфорт вызывает не столько высота здания, которое строится рядом с твоим домом, сколько тот факт, что на этом участке из-за плотной застройки не будет ничего: ни стоянки, ни детской площадки.

Вот в этих условиях мы продолжаем настаивать на том, чтобы считать плотность не по кварталу, а по конкретному участку, о чем мы уже говорили сегодня. Еще лет 30 назад это можно было делать по кварталу, но тогда ничего не было разделено - школы не были обнесены заборами (и можно было пойти на школьный стадион побегать), можно было прийти на площадку детского сада со своим ребенком. Но тогда и строительство велось государством, и в проектных организациях работали все-таки профессионалы, кто бы что ни говорил.

А сейчас что мы имеем? Человек выходит во двор дома - и не знает, куда пойти. И если рядом нет ни сквера, ни детской площадки, ни просто лужайки, свободной от автомобилей, - жить в таких условиях не очень радостно.

Поэтому, конечно, при проектировании и строительстве все нормативы надо просчитывать очень жестко, потому что в итоге-то это отражается на качестве жизни каждого конкретного человека.

- Неудивительно, что наиболее массовые и резонансные общественные слушания в администрации города проходят именно по вопросам, связанным с градостроительством. К слову, помогают ли Вам в работе публичные слушания? Полезен ли вообще этот институт?

- Мы проводим публичные слушания по шести типам документов. В том числе это Генеральный план города, который создается на 20 лет, Правила землепользования и застройки, документация по планировке территории, где, в том числе, закладываются красные линии будущих улиц, которые будут «жить» сотни лет.

Сегодня к публичным слушаниям, действительно, повышенное внимание. Другое дело, что больше всего люди приходят опять-таки по своим «точечным» моментам, которые связаны с их собственными интересами. К обсуждению вопросов общественной значимости подключаются, к сожалению, не столь активно. А от этого многое зависит.

Достаточно сказать, что, мы не смогли, как планировали, в 2015 году внести поправки в правила землепользования и застройки, которыми были бы запрещены изменения допустимых параметров в части увеличения высоты объекта и плотности застройки – мы тогда не получили достаточную поддержку. И сейчас такие ограничения действуют только в историческом поселении.

Поэтому нам бы хотелось, чтобы кировчане активнее участвовали в публичных слушаниях. Чтобы активнее и четче представлял свое мнение депутатский корпус. Я уже говорила о том, что когда мы выносим на Думу изменения в Генеральный план и ПЗЗ, часть депутатов с документами даже не знакомы, поскольку не участвовали в публичных слушаниях.

Но в целом отмечу, что горожане стали более грамотными в вопросах градостроительства. Есть те, кто принимает участие практически во всех слушаниях. Уверена, что от этой активности во многом зависит и качество принимаемых решений. Важно задать вопрос вовремя, а не после того, как решение уже состоялось.




Знаешь где торгуют спайсом? Не будь равнодушен, позвони 42-02-02!

Ветеренарная служба города Кирова