Финансовая политика города

Бюджет муниципального образования «Город Киров» формируется на среднесрочную перспективу (3 года), поэтому стоит масштабная задача формирования долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета, как базового принципа ответственной финансовой политики, с учетом направлений, определенных Президентом Российской Федерации.

Основная роль отводится эффективному использованию бюджетных средств через муниципальные программы с концентрацией расходов на приоритетных направлениях.

Расходы бюджета на 2018 год распределены по 18 муниципальным программам, охватывающим основные сферы деятельности города. Уровень расходов на реализацию муниципальных программ является уникальным и составляет 99,3 % всех расходов бюджета.

Формирование основных параметров бюджета города осуществлялось в соответствии с прогнозом социально-экономического развития города, основными направлениями бюджетной и налоговой политики, муниципальными программами и проектами изменений муниципальных программам.

Приоритетом бюджетной политики муниципального образования «Город Киров» является повышение эффективности бюджетных расходов, направленных на улучшение качества жизни населения.

Основными задачами бюджетной политики на 2018 год и среднесрочную перспективу являются:

1. Интеграция бюджетного процесса и процесса организации системы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд путем развития механизма нормирования и планирования закупок, совершенствования порядка осуществления контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Закона о контрактной системе.

2. Обеспечение формирования бюджетных расходов исходя из приоритетных направлений. Выявление резервов и перераспределение ресурсов на наиболее важные направления, непосредственно влияющие на качество жизни людей.

3. Повышение эффективности бюджетных расходов путем ответственного финансового управления бюджетными ресурсами, улучшения качества и эффективности реализации муниципальных программ и улучшения организации предоставления муниципальных услуг и работ.

4. Обеспечение эффективной организации системы внутреннего муниципального контроля и мониторинга качества финансового менеджмента. Ужесточение кассовой дисциплины.

Основной целью налоговой политики является обеспечение финансовых потребностей муниципального образования «Город Киров» в объемах, необходимых для реализации вопросов местного значения.

Работа будет продолжена по следующим основным направлениям:

1. Укрепление налоговой дисциплины посредством системной работы межведомственных комиссий по обеспечению поступления доходов в консолидированный бюджет.

2. Обеспечение качественного администрирования доходных источников бюджета и повышения уровня их собираемости.

3. Вовлечение в налоговый оборот объектов недвижимости, включая земельные участки.

4. Увеличение доходной базы по налогу на доходы физических лиц за счет принятия мер по легализации налоговой базы, включая легализацию «теневой» заработной платы.

5. Мораторий на предоставление налоговых льгот и преференций.

В целях повышения доходов бюджета в части неналоговых поступлений в 2018 - 2020 годах останутся приоритетными следующие направления:

- инвентаризация муниципального имущества и внесение предложений по результатам инвентаризации в части дальнейшего использования имущества. В 2018 - 2020 годах планируется осуществить техническую инвентаризацию порядка 370 объектов муниципальной собственности;

- продажа имущества, находящегося в муниципальной собственности, в рамках реализации Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»;

- обеспечение надлежащего контроля за использованием и сохранностью муниципального имущества;

- организация электронных торгов по продаже муниципального имущества на площадке Сбербанк АСТ;

- принятие мер по недопущению оттока арендаторов муниципальных помещений;

- вовлечение в арендные отношения объектов, ранее находящихся в безвозмездном пользовании;

- проведение переоценки размера арендной платы при заключении договоров аренды на новый срок;

- открытость и прозрачность действий по предоставлению в пользование муниципального имущества с обязательной публикацией списка свободных объектов для всех заинтересованных лиц, проведение презентационных встреч с предпринимателями города Кирова, на которых будут представлены свободные нежилые помещения для сдачи в аренду;

- реализация мероприятий по снижению дебиторской задолженности.

В области долговой политики администрацией города будет уделено особое внимание применению наиболее гибких схем осуществления заимствований для минимизации расходов по обслуживанию долговых обязательств.

Расходы бюджета ориентированы на выполнение действующих расходных обязательств и обеспечение объема и качества предоставления муниципальных услуг отраслей социально-культурной сферы.

Расходы на социально-культурную сферу в общем объеме расходов бюджета составляют 60,4 %.

На финансирование отраслей национальной экономики в общем объеме расходов бюджета запланировано 17,0 %.

Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство в общем объеме расходов бюджета составят 9,3 %.

Расходы на решение общегосударственных вопросов в общем объеме расходов бюджета составляют 9,7 %.

На финансирование прочих отраслей предусмотрено 3,6 %.

Расходы бюджета сформированы с учетом следующих основных направлений.

Расходы на оплату труда работникам муниципальных учреждений и работникам органов местного самоуправления предусмотрены с учетом индексации заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы в соответствии с указами Президента Российской Федерации.

Среди приоритетных направлений деятельности органов местного самоуправления в сфере образования в 2018 – 2020 годах необходимо выделить, прежде всего, работу по созданию условий для обучения школьников в одну смену и реализации прав граждан на получение общедоступного дошкольного образования.

В среднесрочном периоде мероприятия по строительству и реконструкции зданий школ, капитальному ремонту объектов инфраструктуры образовательных организаций будут продолжены в рамках государственной программы Кировской области «Создание новых мест в общеобразовательных организациях» на 2018 – 2025 годы. В частности, по данной программе планируется строительство новой школы в микрорайоне Чистые пруды.

Для создания дополнительных мест в детских дошкольных учреждениях для детей дошкольного возраста прорабатывается вопрос о возможности строительства детских дошкольных учреждений за счет средств инвесторов в рамках соглашений о муниципальном частном партнерстве в микрорайоне «Озерки-2», на территории бывшего завода «Крин», в микрорайоне «Чистые Пруды».

Меры, направленные на реализацию государственной политики по отношению к детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, детям семей группы «риска», лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в 2018 - 2020 годах будут реализовываться в рамках муниципальной программы «Социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, попавших в сложную жизненную ситуацию, в муниципальном образовании «Город Киров».

Программой предусмотрены:

- социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях опекунов (попечителей), приемных родителей;

- мероприятия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, имеющих право на предоставление жилых помещений.

Деятельность в сфере физической культуры и спорта будет направлена на создание условий для занятий физической культурой и спортом на территории города, в том числе путем восстановления и реконструкции спортивных объектов и поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в области физической культуры и спорта на территории города.

В числе приоритетных направлений деятельности в среднесрочном периоде в сфере культуры будут являться:

- организация предоставления дополнительного образования детей и взрослых. Следует отметить, что все учреждения перешли на реализацию дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств, сохранив статус учреждений;

- создание условий для организации досуга и обеспечение жителей города услугами организаций культуры, условий для развития местного, традиционного, народного, художественного творчества;

- предоставление доступа к музейным коллекциям, обеспечение сохранности и обновления музейных фондов, расширение экспозиционных площадей;

- совершенствование библиотечного обслуживания населения, включающее в том числе автоматизацию основных библиотечных процессов, совершенствование услуг, предоставляемых в электронном виде;

- организация и проведение общегородских и массовых мероприятий в сфере культуры и досуга населения. Ежегодно будет проводиться более 500 общегородских мероприятий и акций.

Основными значимыми мероприятиями, запланированными на среднесрочную перспективу в сфере жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования «Город Киров», будут являться:

- капитальный ремонт многоквартирных домов в целях продления срока их эксплуатации. Свыше 62 % многоквартирных домов на территории города нуждаются в проведении капитального ремонта основных конструктивных элементов. В рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств на 2018-2020 годы работы по капитальному ремонту продолжат осуществляться совместно с Фондом капитального ремонта.

- ремонт специализированного жилищного фонда, находящегося в неудовлетворительном состоянии, для его последующего использования в качестве временного переселенческого фонда.

- реализация приоритетного проекта по формированию современной городской среды с привлечением средств из федерального и областного бюджетов, предусматривающего ремонт дворовых территорий и проездов к дворовым территориям многоквартирных домов на территории муниципального образования «Город Киров».

В числе основных направлений деятельности в сфере дорожного хозяйства и благоустройства:

- строительство путепровода с реконструкцией улицы Попова от улицы Щорса до улицы Чистопрудненская за счет целевых средств из федерального бюджета;

- обеспечение сохранности улично-дорожной сети и автомобильных дорог общего пользования местного значения;

- реализация приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» на основе рейтингового голосования горожан.

Достижение поставленных целей и задач, в условиях ограничения финансовых средств на исполнение расходных обязательств, потребует установления и соблюдения четко сформулированных принципов повышения экономности и эффективности бюджетных расходов. В этой связи необходимо повысить муниципальный финансовый контроль за механизмом управления движением финансовых ресурсов и развивать систему внутреннего финансового контроля, осуществляемого главными администраторами бюджетных средств.