ПРИЛОЖЕНИЕ
к решению Кировской городской Думы от 25.04.2007 №2/19

КОНЦЕПЦИЯ
управления муниципальной собственностью муниципального образования «Город Киров»

1. Введение

Муниципальное образование «Город Киров» является одним из крупнейших собственников имущества на территории Кировской области.

Имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальному образованию «Город Киров», разделено в соответствии со структурой реестра муниципальной собственности на три группы в зависимости от правового режима:

-имущество казны, т.е. имущество, непосредственно принадлежащее муниципальному образованию и находящееся в непосредственном управлении органов местного самоуправления муниципального образования;

-имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения за муниципальными предприятиями;

-имущество, закрепленное на праве оперативного управления за муниципальными учреждениями.

В собственности муниципального образования «Город Киров» находится 301 учреждение.

Общая стоимость имущества, переданного в оперативное управление учреждений, составляет 7 816 261 тыс. рублей. Общая площадь помещений, переданных в оперативное управление, составляет - 739,8 тыс. кв.м. (без учета объектов ЖКХ).

При этом на долю учреждений образования приходится 580,8 тыс. кв.м., На долю учреждений здравоохранения приходится 101,3 тыс. кв.м. Муниципальные учреждения наделены имуществом также на праве безвозмездного пользования. Общая площадь помещений, переданных муниципальным учреждениям на праве безвозмездного пользования, составляет 81,6 тыс. кв.м. или 147 объектов.

В муниципальной собственности города Кирова находится имущество 80 муниципальных унитарных предприятий, из них действующих, т.е. не находящихся в процедуре банкротства либо ликвидации - 46 предприятий.

Общая стоимость муниципального имущества, переданного в хозяйственное ведение, составляет 964 054 тыс. рублей, общая площадь помещений, переданных в хозяйственное ведение предприятий 97,4 тыс. кв.м. (без учета объектов ЖКХ).

В казне муниципального образования «Город Киров» числится:

-1 878 объектов недвижимости, общей площадью 539,7 тыс. кв.м. (за исключением объектов ЖКХ);

-942 единицы транспортных средств, общей остаточной стоимостью 132 861774 рублей;

-19 670 единиц движимого имущества (за исключением транспорта), общей остаточной стоимостью 1 779 222,4 тыс. рублей.

В собственности МО «Город Киров» находится 5 пакетов акций акционерных обществ, из которых один пакет со 100% участием муниципального образования (ОАО «КТП»).

2. Общие положения

2.1. Настоящая Концепция управления муниципальной собственностью муниципального образования «Город Киров» (далее - Концепция) определяет основные


цели   и   задачи   деятельности   органов   местного   самоуправления   муниципального образования «Город Киров» в области управления муниципальным сектором экономик; под которым в целях настоящей Концепции понимается совокупность экономических отношений с участием имущества казны, имущества, закрепленного за муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями.

2.2.    Настоящая Концепция направлена на реализацию положений Федерального
закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003
года№131-ФЗ.

2.3.    Настоящая Концепция разработана на срок реализации до 01.01.2009 года.

2.4.   Управление муниципальной собственностью - комплекс, экономических и
нормотворческих действий органов местного самоуправления, объединенных единой
политикой и нацеленных на:

-оптимизацию структуры муниципальной собственности, предназначенной для решения вопросов местного значения; выполнения отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления; а также предназначенного для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования;

-максимизацию неналоговых доходов бюджета на основе эффективного управления муниципальной собственностью.

2.5. Для реализации обозначенных целей должны быть решены следующие задачи:
-определение перечней муниципальных учреждений, муниципальных унитарных

предприятий и имущества казны, необходимых муниципальному образованию «Город Киров» для решения вопросов местного значения;

-приватизация или перепрофилирование муниципального имущества, находящегося в муниципальной собственности, не соответствующего требованиям ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»;

-безвозмездная передача в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации, находящегося на день вступления в силу ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в муниципальной собственности имущества, предназначенного для осуществления полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с разграничением полномочий, установленным с 1 января 2008 года;

-усиление контроля и регулирования в муниципальном секторе экономики. При этом возрастание роли муниципального образования как собственника не следует принимать как политику увеличения числа объектов муниципальной собственности. Речь идет о создании четкой системы выбора объектов для осуществления муниципального управления, а также эффективного механизма управления и контроля за муниципальной собственностью;

-внедрение в практику управления всеми объектами собственности принципов индикативного регулирования, предполагающих введение контрольных показателей эффективности управления и установление ответственности управляющих за их достижение;

-организация системы всеобщего учета и инвентаризации имущества, проведение полной инвентаризации объектов муниципальной собственности;

-расширение использования в качестве способов распоряжения муниципальным имуществом механизмов рыночной оценки, торгов, публичного предложения;

-обеспечение прав муниципального образования как участника (акционера) коммерческих и некоммерческих организаций;

- обеспечение профессионализма управления муниципальной собственностью.


2.6. Настоящая Концепция является основанием для внесения изменений в нормативные -жты органов местного самоуправления муниципального образования «Город Киров», регулирующие отношения в сфере управления муниципальной собственностью.

3. Управление имуществом муниципальных учреждений

3.1. В соответствии с требованиями гражданского законодательства учреждением
признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих,
социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им
полностью или частично. Учреждение в отношении закрепленного за ними имущества
осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей
деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения,
пользования и распоряжения им.

3.2. В    соответствии    с    требованиями    гражданского    законодательства    и
законодательства о местном самоуправлении настоящая Концепция определяет следующие
цели управления имуществом муниципальных учреждений:

- оптимизация структуры муниципальных учреждений в соответствии с требованиями законодательства о местном самоуправлении, предполагающая приведение в соответствие функций учреждений перечню вопросов местного значения;

-повышение эффективности использования имущества муниципальными учреждениями;

-сокращение расходов городского бюджета, связанных с содержанием неиспользуемого либо используемого не по назначению имущества, закрепленного за муниципальными учреждениями;

-усиление контроля за сохранностью и использованием муниципального имущества.

3.3. Реализация системы управления муниципальными учреждениями в указанных
целях предполагает:

3.3.1.Определение целей муниципального образования «Город Киров» в отношении каждого муниципального учреждения с четким распределением отраслевой принадлежности учреждений.

3.3.2.Определение исчерпывающего перечня муниципальных учреждений, необходимых для решения вопросов местного значения, предполагающее:

- ликвидацию муниципальных учреждений, не связанных с решением вопросов местного значения;

-создание новых учреждений в случае отсутствия управленческого механизма в вопросах, определенных действующим законодательством.

3.3.3.Определение перечня имущества необходимого и достаточного учреждениям для осуществления возложенных на них функций, предполагающее изъятие неиспользуемого либо используемого не по назначению имущества.

При реализации данного направления устанавливается принцип функционального использования имущества, предполагающий, что учреждение должно быть в достаточной мере наделено имуществом для решения возложенных на него задач. При этом учреждение не должно иметь целью получение прибыли от коммерческого использования имущества.

3.3.4.Создание системы мониторинга использования имущества муниципальными учреждениями, предполагающей:

-создание системы периодической отчетности руководителей учреждений об эффективности использования, закрепленного за учреждениями имущества;

-установление ответственности руководителей учреждений за непредставление отчетности;


введение системы отраслевых и комплексных проверок использования имущества
муниципальными учреждениями.

3.3.5.Внедрение механизмов экономического стимулирования труда руководителей муниципальных учреждений в зависимости от эффективности использования муниципального имущества.

3.3.6. Установление ответственности руководителей отраслевых (функциональных) и территориальных органов администрации города и их подразделений за ненадлежащее обеспечение сохранности, неэффективность использования имущества, закрепленными за их подразделениями учреждениями.

3.3.7.Выявление излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению имущества и его изъятие.

4. Управление муниципальными унитарными предприятиями

4.1. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.

Имущество муниципального унитарного предприятия находится соответственно в муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

В Муниципальном образовании «Город Киров» все предприятия основаны на праве хозяйственного ведения.

4.2. Цели управления унитарными предприятиями:

-оптимизация муниципального сектора экономики города необходимого для решения вопросов местного значения, в первую очередь предполагающая приватизацию или ликвидацию муниципальных предприятий, основной предмет деятельности которых не связан с решением вопросов местного значения;

-    повышение   эффективности   деятельности   унитарных   предприятий,   а также
эффективности использования закрепленного за ними имущества;

-погашение унитарными предприятиями кредиторской задолженности, прежде всего по налогам, обязательным платежам в бюджет муниципального образования «Город Киров» и по заработной плате, и, как следствие,    увеличение поступлений в бюджет от использования имущества, закрепленного за унитарными предприятиями; - ограничение роста тарифов на услуги унитарных предприятий.

4.3. Реализация системы управления муниципальными унитарными предприятиями в
указанных целях предполагает:

4.3.1. Определение целей города применительно к каждому предприятию.
Установление     обязательных     требований     представления     руководителями

предложений о способе достижения цели, а также сведений о текущем и перспективном планировании финансово-экономических, хозяйственных и иных результатов деятельности предприятий.

Установление обязательных требований к форме, содержанию и периодичности представления указанных выше предложений, правил и порядка их оценки.

Установление требований к качественным показателям деятельности предприятий, а также порядка их оценки.

Применение мер дисциплинарной ответственности к руководителям за непредставление указанных выше предложений или их негативную оценку.

4.3.2.   Определение круга и количества муниципальных унитарных предприятий,
необходимых для выполнения городских функций.

Для оптимизации количества муниципальных унитарных предприятий необходимо, чтобы   создание   организаций   в   форме   муниципального   унитарного   предприятия


осуществлялось исключительно в тех случаях, когда цели и задачи, ради которых оно создается, не могут быть реализованы хозяйствующими субъектами иных организационно-правовых форм.

В   случае   принятия   решения   о   несоответствии   деятельности   предприятия определенным задачам осуществляется:

-    приватизация муниципального предприятия путем преобразования его в открытое
акционерное общество с продажей акций данного предприятия на открытом аукционе;

-   ликвидация предприятия в том случае, если его приватизация представляется
нецелесообразной.

4.3.3. Установление порядка периодической отчетности руководителей предприятий
о ходе выполнения утвержденной программы (плана, бизнес-плана).

Установление требований к форме, полноте отчетов, порядка их рассмотрения и утверждения.

4.3.4. Установление порядка принятия управленческих решений при не достижении
цели
   муниципального   образования    «Город.   Киров»,    невыполнении   программы
(антикризисные мероприятия).

4.3.5.   Установление процедуры согласования сделок муниципальных унитарных
предприятий,
   предусматривающей   предварительный   экономический   анализ   сделки,
использование механизмов конкурсов и котировок как способа заключения сделок
муниципальными предприятиями.

4.3.6. Ужесточение контроля за деятельностью руководителей муниципальных унитарных предприятий и самих предприятий, для чего необходимо:

-создать и поддерживать единую информационную систему, содержащую сведения о деятельности, финансово-экономическом состоянии и соблюдении действующего законодательства муниципальными унитарными предприятиями;

-провести ревизию учредительных документов муниципальных предприятий и учреждений и привести их в соответствие с типовыми и действующим законодательством;

-отраслевым (функциональным) и территориальным органам администрации города и их подразделениям устанавливать основные технико-экономические и иные качественные показатели работы муниципальных унитарных предприятий, в соответствии с которыми оценивается эффективность их деятельности;

структурным подразделениям администрации города Кирова проводить периодический анализ финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий и учреждений по результатам отчетов, иных контрольных мероприятий;

проводить обязательные ежегодные аудиторские проверки муниципальных унитарных предприятий, более широко использовать механизм аудиторских проверок по инициативе собственника;

-предусмотреть в учредительных документах муниципальных предприятий целевое направление собственных средств предприятий на воспроизводство основных средств в пределах фонда амортизационных отчислений;

при принятии решения о создании, реорганизации, ликвидации необходимо оценивать баланс интересов производителя, потребителя и муниципального образования «Город Киров», сохранения сложившейся номенклатуры товаров, услуг, объемов их выпуска и сохранения хозяйственных связей;

откорректировать положение о порядке оплаты труда руководителей муниципальных предприятий и учреждений, включая порядок определения размера вознаграждения (премии) и надбавок;

-введение системы отраслевых и комплексных проверок использования имущества муниципальными учреждениями;


назначать    руководителей    муниципальных    предприятий    и    учреждений преимущественно на конкурсной основе.

4.3.7.   Оценка эффективности предоставления льгот по уплате части чистой прибыли
муниципальными предприятиями в городской бюджет и при необходимости пересмотр
порядка их предоставления.

4.3.8.   Выявление излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению
имущества и его изъятие.

5. Управление имуществом казны муниципального образования «Город Киров»

5.1.        Под имуществом, составляющим казну муниципального образования «Город
Киров», понимается муниципальное имущество, не закрепленное на праве хозяйственного
ведения или оперативного управления за муниципальными унитарными предприятиями и
учреждениями.

5.2.        Управление имуществом казны должно быть подчинено общим целям и
задачам, определенным в настоящей Концепции.

Указанное имущество может использоваться для реализации двух задач: -обеспечение   полномочий  органов   местного   самоуправления   муниципального образования «Город Киров» в сфере решения вопросов местного значения; - получение неналоговых доходов местного бюджета.

5.3. В связи с установлением ФЗ «Об общих принципах организации местного
самоуправления в РФ» приоритета использования муниципального имущества для решения
вопросов местного значения, а также в связи с установлением перечня имущества, которое
может находиться в муниципальной собственности, основные направления управления
имуществом
   казны   муниципального   образования   «Город   Киров»   могут   быть
сформулированы следующим образом:

-четкое определение перечня имущества казны, необходимого для решения вопросов местного значения, с сохранением этого имущества в муниципальной собственности;

-приватизация в период до 01.01.2009 года имущества казны, которое не входит в перечень имущества, необходимого для решения вопросов местного значения. 5.4     Механизм управления имуществом казны.

5.4.1.   Инвентаризация объектов казны, результатом которой станет получение
информации, позволяющей оперативно провести рыночную оценку объектов казны на
основе учета их основных характеристик и использования методов статистической
обработки информации о рыночных стоимостных характеристиках реальных объектов
казны.

С учетом данных реестра собственности муниципальное образование должно регистрировать свои права на объекты казны.

5.4.2.   Определение Перечня имущества казны, не подлежащего приватизации или
отчуждению.

На основании данных инвентаризации имущества должен быть составлен администрацией города Кирова и утвержден Кировской городской Думой Перечень имущества казны, не подлежащего приватизации или отчуждению.

В основу данного Перечня должны быть положены объекты, предназначенные для решения вопросов местного значения в соответствии со ст.ст. 16 и 50 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Включение объектов в Перечень должно соответствовать следующим принципам: - объекты непосредственно используются для решения вопросов местного значения;


-объекты казны используются в настоящее время не для решения вопросов местного значения, но по своему назначению могут использоваться для указанных целей.

Включение объектов в Перечень возможно только после проверки их фактического использования, соответствия фактического использования требованиям законодательства о местном самоуправлении.

Перечень имущества казны, не подлежащего приватизации или отчуждению, утвержденный решением Кировской городской Думы, подлежит обязательному опубликованию в средствах массовой информации.

5.4.3. Объекты жилищно-коммунального хозяйства, не подлежащие приватизации в
соответствии с законодательством о местном самоуправлении и законодательством о
приватизации, подлежат отдельному учету в составе имущества казны.

Необходимо провести полную инвентаризацию объектов ЖКХ, принятых в казну города, провести оценку технического состояния объектов, паспортизацию и рыночную оценку.

5.4.4. Внедрение единых■ правил и процедур принятия решения по распоряжению
объектами, не входящими в Перечень имущества казны, не подлежащего приватизации или
отчуждению, основывающихся на следующих принципах:

-безусловный приоритет возмездного вида пользования с определением исключительных случаев предоставления недвижимости на безвозмездной основе;

-    использование высокодоходной недвижимости исключительно в коммерческих
целях;

- запрет на предоставление имущества казны в аренду по ставкам ниже уровня рыночных цен, сложившихся в регионе;

—сокращение льгот при использовании имущества казны, утверждение исчерпывающего перечня оснований для предоставления льгот;

-прозрачность действий по предоставлению в пользование имущества казны с обязательной публикацией списка объектов для всех заинтересованных лиц. При наличии двух и более заявителей объекты предоставляются в пользование исключительно путем организации и проведения торгов;

-приоритет передачи имущества в аренду на длительный срок: от трех до пяти лет при передаче имущества в аренду на торгах, либо по результатам независимой рыночной оценки в целях увеличения доходов бюджета;

-    упрощение процедуры   оформления   прав пользования   имуществом   казны   и
сокращение ее сроков.

5.4.5.   Приватизация имущества казны, не входящего в перечень имущества,
необходимого для решения вопросов местного значения.

Учитывая то обстоятельство, что указанное имущество должно быть приватизировано в сроки, установленные федеральным законодательством, в целях решения вопросов бюджета города необходимо определить перечень имущества, подлежащего приватизации в 2007 году и в 2008 году.

В Программу приватизации на 2007 год предлагается включить объекты исходя из потребностей бюджета 2007 года.

Перечень прочих объектов, подлежащих приватизации в 2008 году, необходимо опубликовать в средствах массовой информации с определением сроков приватизации в течение года.

Программа приватизации муниципального имущества на 2008 год должна быть утверждена вместе с бюджетом на 2008 год.

5.4.6. Оптимизация структуры муниципальной собственности предполагает
сокращение числа объектов, переданных в безвозмездное пользование.


Объекты, переданные муниципальным учреждениям для решения вопросов местного значения, планируется передать в оперативное управление муниципальных учреждений.

Необходимо также определить перечень объектов, переданных не муниципальным учреждениям, которые могут находиться в муниципальной собственности для решения вопросов местного значения.

Объекты, используемые различными государственными структурами, планируется передать в собственность государства.

Остальные объекты подлежат перепрофилированию, приватизации либо отчуждению. При этом в связи с реализацией принципа возмездного использования муниципального имущества в 2007 году предлагается рассмотреть вопрос о прекращении безвозмездных отношений в отношении такого имущества.

5.4.7. Имущество автобусного хозяйства города, переданное в настоящее время в
безвозмездное пользование обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая
компания КТП» планируется приватизировать путем внесения в уставный капитал вновь
создаваемого на базе управляющей компании открытого акционерного общества.

5.4.8. В связи с реализацией целей и задач федерального законодательства о местном
самоуправлении
    планируется    рассмотреть    вопрос    о    прекращении    отношений
доверительного управления имуществом казны муниципального образования «Город
Киров» и включения объектов, переданных в доверительное управление, в Программу
приватизации.

5.4.9. В отношении транспортных средств, находящихся в казне муниципального
образования предлагается выполнить ряд процедур, направленных на оптимизацию
управления этим видом имущества, а также упорядочиванию отношений по содержанию
этого имущества и налоговых отношений, в частности:

-транспортные средства, не переданные в аренду и безвозмездное пользование, предлагается приватизировать либо путем продажи на открытом аукционе, либо путем внесения в качестве вклада в уставный капитал вновь создаваемого акционерного общества автобусного хозяйства;

-      транспортные средства,   переданные   в . аренду муниципальным   предприятиям
предлагается передать предприятиям в хозяйственное ведение; переданные в безвозмездное
пользование муниципальным учреждениям - в оперативное управление учреждениям;

-      транспортные средства, переданные в аренду организациям немуниципальной формы
собственности, предлагается закрепить на праве хозяйственного ведения за муниципальным
предприятием с возложением на предприятие обязанности по контролю за содержанием
транспортных средств и включением налоговых платежей в состав арендной платы.

б.Управление акциями, долями муниципального образования «Город Киров» в уставных капиталах хозяйственных обществ

6.1. Целями управления акциями (долями) являются:

- обеспечение выполнения хозяйственными обществами общегородских функций;

увеличение неналоговых доходов местного бюджета.

6.2. Механизм уртравленЦя.

6.2.1. Из пакетов акций, находящихся в собственности муниципального образования
«Город Киров» оставлению в муниципальной собственности подлежат лишь акции
предприятий, основным видом деятельности которых является решение вопросов местного
значения.

6.2.2.   Остальные пакеты акций подлежат приватизации путем продажи на открытом
аукционе.